Сафербий Шхалахов

С 23 мая по 1 июня 2007
В режиме on-line лидер профсоюзного комитета ТМТП Сафербий Шхалахов ответил на вопросы о ситуации в ОАО "Туапсинский морской торговый порт", а также рассказал о работе профсоюзного комитета ТМТП

О конфликте сторон

"Профсоюзные провокаторы", "аристократы, требующие слишком многого, стремящиеся обрушить российские порты"… Эти ярлыки "навешали" на профсоюзный комитет Туапсинского морского торгового порта и профком докеров ТМТП после того, как работники предприятия выступили с открытым предложением к работодателю дополнить коллективный договор предприятия конкретикой, гарантирующей стабильную индексацию заработной платы с учетом инфляции.
– Почему в ответ на требования об индексации зарплаты в действиях профсоюзных комитетов Туапсинского порта вдруг выявили политический контекст?
– Сколько времени продлится коллективный трудовой спор между работниками и администрацией ОАО "ТМТП"?
– Чем отличаются забастовочные действия от работы по правилам?

Краткая биография

Сафербий Шхалахов

Родился в сентябре 1957 года в городе Туапсе Краснодарского края. После общеобразовательной школы окончил Кишиневский политехнический институт. С 1979 по 1983 год работал на Молдавской ГРЭС. В 1983 году принят на работу в Туапсинский морской торговый порт на должность мастера электроцеха. Затем работал главным энергетиком предприятия. В декабре 1983 года призван на военную службу.

После армии в 1985 году вернулся в Туапсинский морской торговый порт.

Работая на предприятии, был неоднократно отмечен руководством за выполнение особо важных заданий, добросовестное исполнение должностных обязанностей, за рационализаторские предложения и освоение новой техники.

В 1991 году избран председателем первичной профсоюзной организации Туапсинского морского торгового порта, где и работает по настоящее время.

Награжден нагрудным знаком "Почетный работник морского флота".

Вопросы и ответы (конференция окончена)

Порядок вывода вопросов: прямой
Гость
Ссылка на вопрос
Вы уверены, что победите. Насколько я знаю еще нигде в России противостояние работодателя и работников не закончилось победой последних? В лучшем случае незначительные уступки и все.
Сафербий Шхалахов
Мы уверены не в том, что победим, а в том, что мы правы, отстаивая свою позицию, и потому есть значительная возможность найти взаимоприемлемое решение для обеих сторон. Что же касается опыта противостояния работодателя и работников то и у работников есть успехи.

Посмотрите даже по портам – и в Санкт-Петербурге и в Новороссийске работодатель вынужден был если и не удовлетворить все требования работников, но и пойти на значительные уступки. А работники автомобильного завода, так же под Санкт-Петербургом. Другое дело – опыт отстаивания своих прав у работников российских предприятий невелик, да и солидарность тоже хромает. Но если даже и проиграть, то хотя бы будешь знать, что попытался быть Человеком, а не просто бесправным работником царского казенного или демидовского завода. Да работодатели делают большое дело по развитию производства, но и работники при этом имеют право на достойную оплату своего труда.
Гость
Ссылка на вопрос
Уважаемый Сафербий Саферович! Вы говорите о минимальной зарплате в порту в 4500-5000 тысяч, администрация порта называет сумму в 7300 рублей. Кому верить-то?
Сафербий Шхалахов
В конце 2004 года помимо переговоров об индексации заработной платы в целом с тогдашним генеральным директором ОАО "ТМТП" Човушаном Эдуардом Гарушевичем состоялся разговор и о зарплатах низкооплачиваемых работников порта. Стороны договорились, что с октября 2004 года минимальная оплата должна составлять чистыми 4500 рублей - два прожиточных минимума на тот момент. Прошло более двух лет, рост официальной инфляции составил за более чем два года - 25%. Поэтому нами, при предложении об общем увеличении тарифных ставок и окладов на 20% было предложено установить минимальную заработную плату на указанные 25%, что привело бы к тому, что самый низкооплачиваемый работник ОАО "ТМТП" получал бы подчеркиваю ежемесячно 5625 рублей чистыми или с учетом подоходного налога 6500 рублей.
Администрация порта в многочисленных публикациях называет сумму в 7 300 руб. по итогам первого квартала 2007 года и по-дружески намекает, что председатель профкома не знает ситуации с минимальной заработной платой.
Но откуда взялась сумма 7300, если работниками предоставлены в профком порта расчетные листки, из которых явствует, что их заработная плата в январе 2007 года составила, допустим (есть расчетные листки нескольких работников), в немногим более или немногим менее указанных 5 200 рублей?
Все очень просто, к заработным платам за первый квартал 2007 года добавлена премия по итогам за 2006 год, поделено на три и оттуда получена сумма 7300 рублей. Но, извините, господа хорошие, это уже не минимальная заработная плата, которая потому и названа минимальной, что работник ежемесячно будет получать не ниже установленного минимума, а средняя заработная плата за три месяца.

Почувствуйте разницу, проконсультируйтесь со знакомыми бухгалтерами о минимальной и средней заработных платах.
Гость
Ссылка на вопрос
Слышал, что работники давно уже устали от этого непонятного положения и готовы чуть ли не бастовать. Что реально происходит в коллективе?
Сафербий Шхалахов
На данный момент продолжается работа согласительной комиссии, которая будет продолжаться до 29 июня 2007 года. Но коллектив прекрасно понимает, что на комиссии только ищутся пути реализации предложений работников по оплате труда, выдвинутых на конференции. С другой стороны, в соответствии с решением конференции, оба профкома, как профком порта, так и профком докеров порта, просматривают возможности дальнейшего разрешения коллективного трудового спора как с помощью трудового арбитража, так и в суде. При этом работники порта не исключают возможности перехода к работе по правилам. Хотя надеются в целом, что сторонам удастся договориться (к этому есть реальные предпосылки, и сделаны шаги с обеих сторон) и к этой мере прибегать не придется.
Гость
Ссылка на вопрос
А чем, собственно, отличапется забастовка от "работы по правилам" к которой вы призываете?
Сафербий Шхалахов
Забастовка – это полный отказ работников от работы. Работа же по правилам – это все-таки работа, но работа в строгих рамках установленных правил и норм. Все дело в следующем. Российская действительность такова, что многие производственные процессы идут, так сказать, с некоторыми отклонениями от установленных технологических норм, норм выработки и правил эксплуатации. Все эти отклонения, безусловно, ведут к увеличению объемов производства, что устраивает первоначально обе стороны трудового процесса и работодателя и работников. Первые на этом получают дополнительные доходы, вторые – дополнительные заработки. Но в определенный момент стежки дорожки расходятся и, как правило, в пользу работодателя. Такой рост доходов он считает уже привычным делом, а вот сопровождать его увеличением заработков работников уже не сильно хочется. А смысл тогда работникам делать в таких условиях больше, если все достается только одной стороне, тем более что работникам начинают все больше намекать на то, что пора пересмотреть нормы выработки и снизить тарифы на оплату труда. Вот они и возвращаются к тому, как положено делать, так как это установлено. Это, конечно, влечет за собой определенный спад производства. Теряют при этом, безусловно, обе стороны – одни – доходы, вторые - в заработной плате. Поэтому работники идут на такие меры крайне редко – когда их, как правило, "дожимают" до конца.
Гость
Ссылка на вопрос
Уважаемый Сафербий Саферович, как будете реагировать на публикации в СМИ, в которых профсоюз да и весь коллектив ТМТП попросту облили грязью? Может премию "Резиновая утка" учредить и вручить наиболее отличившимся на этом поприще СМИ за самый творческий подход в освещении ситуации в порту?
Сафербий Шхалахов
Не возражаю против "уток". Такая премия в самый раз, пусть на борту, то есть на видном месте своей газеты этих "Резиновых уток" и штампуют. Ну а если серьезно, несколько обидно за статью в газете "Аргументы и факты-Юг". Обидно, потому что сами "Аргументы и Факты" - одно из наиболее объективных изданий и, надеюсь, останется таким, несмотря на вкладыши.

Нет ничего зазорного для журналиста, если он отражает мнение обеих сторон. Тем более если попытался разобраться. Нашел, что сторона скажем работников не права, ну что ж обижаться незачем. А встать на одну сторону, не разобравшись (а может есть причины по которым и разбираться не сильно хочется) …

Хотя могу даже спасибо сказать: эти статьи настолько сплотили коллектив. Правильно сказали работники порта, если б ничего не печатали, значит, мы не правы. Если бы дело касалось только внутренних экономических и других выкладок – то мы правы наполовину. А если дело дошло до попыток "пришить" высокую политику и навесить ярлыки "провокаторов" и тому подобное, значит мы более правы, чем они.
Гость
Ссылка на вопрос
А вы пытались вообще объяснить своему работодателю (администрации порта), что стратегически этот конфликт независимо от того какую оценку в СМИ он получит, только во вред компании, брэнду в конце концов...
Ведь тем, что профсоюз поступает плохо никого не удивишь. А вот в памяти людей и хуже всего партнеров останется то, что администрация порта в контре со своими сотрудниками. Объясните им, что они очень много теряют, а тактика прижать профсоюз через негативные публикации - не вариант, себе же яму и роют.
Сафербий Шхалахов
Пытаемся объяснить - конечно же, имидж предприятия ни коим образом не пострадает от того, что администрация пойдет навстречу работникам в части индексации оплаты труда. Это социальное партнерство. Наоборот, отсутствие социального мира на предприятии только во вред как самому предприятию, так и работникам.
Профком морского порта Санкт-Петербург
Ссылка на вопрос
Мы поддерживаем требования наших товарищей и коллег из ОАО "ТМТП". Не обращайте внимание на реакцию некоторых СМИ. Работайте и помните, что если профсоюз неудобен работодателю он и будет "плохим". Оценивать роль и работу профсоюза - дело как минимум тех, кто в нем состоит. Держитесь!!!

Обращаемся официально к генеральному директору ОАО "ТМТП" С.В. Козлову

Мы крайне озабочены сложившейся ситуацией в Туапсинском морском торговом порту. На справедливое требование профсоюзов вступить в переговоры, увеличить с 1 мая 2007 года оклады и тарифные ставки на 20%, проиндексировать зарплаты соответственно росту потребительских цен, повысить минимальные зарплаты на 25%, компенсировать потери в зарплате сменным работникам ОАО «ТМТП», обусловленные переводом этой категории работников с 1 января 2007 года с окладов на тарифные ставки, администрация порта ответила заявлениями в прессе о том, что требования работников необоснованны.
Такая позиция однозначно свидетельствует о пренебрежении мнением рабочих, противоречит международным трудовым нормам, которые признают за профсоюзами право на переговоры по всем вопросам трудовых отношений, в том числе регулирования размеров оплаты труда.
Мы заявляем о своей поддержке справедливых требований работников ОАО «ТМТП» и призываем к немедленному началу конструктивных переговоров, прекращению давления на профсоюзных активистов, признанию за рабочими законного права на переговоры по заработной плате!



С уважением,
председатель портового комитета РПД
МОИСЕЕНКО А.Н.

Сафербий Шхалахов
Благодарю за поддержку, коллеги! В единстве наша сила.
Гость
Ссылка на вопрос
Руководители ОАО ТМТП отказываются повышать заработную плату рядовым работникам порта, тем не менее не забывая щедро выделять себе премии в сотни тысяч рублей.
Как Вы можете прокомментировать такое распределение фонда заработной платы?
Сафербий Шхалахов
Комментировать зарплаты руководителей не буду, потому что не дело профсоюза заглядывать в карман руководителю, тем более, что очевидно, премии такого рода - это оценка их труда со стороны собственников.

Но при этом почему же тогда работники не должны так же достойно поощряться за свой труд.
Гость
Ссылка на вопрос
Знал ли профком порта, что в течение нескольких последних лет в порту накапливалась нераспределенная прибыль, которую вместо повышения заработной платы и решения социальных задач хозяева порта (НЛК) решили пустить на выплату дивидендов по акциям, большая часть которых им и принадлежит?
Сафербий Шхалахов
Не знал, как и все работники ОАО "ТМТП" как акционеры, так и не акционеры. За это и стыдно, это горький, но полезный урок. А то слушали на комиссиях, веря больше на слово, что индексация заработной платы разорит ОАО "ТМТП" - было и такое.
Гость
Ссылка на вопрос
Сафербий Саферович, прошу информировать работников порта о действиях профсоюзной организации, а то 20 мая прошло и дальше складывается непонятная ситуация, когда что то происходит, профсоюз явно работает, но работники порта питаются слухами и домыслами.
Необходимо наладить информационный контакт между профсоюзом и работающими, выпускать информационный листок, где будет освещаться текущее положение дел в порту.
Мы полностью поддерживаем позицию профсоюза , зарплаты в порту действительно низкие (исходя из текущего положения, а не из разъяснений руководства ТМТП), повышения зарплат не было несколько лет.
Удачи вам в вашем нелегком деле.
Сафербий Шхалахов
Все понял.
Гость
Ссылка на вопрос
Руководство порта дает нереальные, завышенные данные о средней зарплате в ТМТП. Почему вы не обнародуете реальное положение дел , настоящий размер зарплаты и размер премий руководства, входящих в расчет "среднего заработка"?
Сафербий Шхалахов
На вопрос о заработках в порту, равно как и о своем отношении к размерам зарплаты и премий руководства, я думаю, уже ответил.
Гость
Ссылка на вопрос
Сафербий, а Вы молодец!
Сафербий Шхалахов
Если по правде, то молодцом как раз является коллектив работников порта. Именно они, работники, поставили нам, своим представителям, задачу, каким образом и как попытаться обратить внимание и администрации, и основного собственника на проблемы работников. А что мы без работников – один в поле не воин. Так что Ваше молодец принимаю в адрес всех работников ОАО "Туапсинский морской торговый порт".
bgt
Ссылка на вопрос
как Вы думаете, могла ли ситуация подобная Вашей произойти... ну-уу, например, в "Техносиле"?
Сафербий Шхалахов
Ничего не могу сказать, не зная конкретной ситуации. У нас вопросы индексации заработной платы подняты еще в 2003 году, но уровень оплаты труда и социальной защищенности основной части работников был достаточно высок, для того, что бы взять ответственность для выдвижения требований, а особенно принятия решений по разрешению коллективного трудового спора такими методами как суд либо тем более работа по правилам. Просто работники дозрели – цены растут быстрее роста заработной платы, ряд позиций в том числе и жилье ушли из коллективного договора, снижены расходы на медицинское страхование. Работники поняли, что путем переговоров можно еще триста лет переговариваться без надежды на успех. Поэтому они и вышли с такой позицией на конференцию, хотя администрация пытается представить все произошедшее как "провакационную" деятельность отдельных лиц, но не требования и пожелания всего коллектива.
Гость
Ссылка на вопрос
Неужели нашей краевой власти все настолько до фени, что за два года, которые длится конфликт департамент соцразвития разразился лишь письмом с просьбой ускорить процесс заключения коллективного договора?
Вы вообще как оцениваете поаедение нашй испонительной власти в этой конкрено взятой ситуации?
Мне почему-то кажется, что окромя загранкомандировок и истерики по поводу инвестиционной привлекательности края их обльше ничего не интересует? Люди им побоку, уж точно!
Какие способы воздействовать на работодателя в таком случае есть в вашем арсенале?
Сафербий Шхалахов
Ситуация выглядит несколько не так. Департамент социальной защиты края несколько раз рекомендовал просмотреть вопрос о завершении данного этапа коллективного трудового спора – работы примирительной комиссии и переходу к другим процедурам – посредникам и трудовому арбитражу. Но мы до последнего момента считали, что не стоит "выносить сор из избы" и договориться с администрацией.

В целом же есть пожелание, что бы органы исполнительной власти не только отслеживали ведение коллективных трудовых споров, но и могли выступать в роли третейского судьи, следили за объективностью сторон как в выдвижении требований и предложений, а так же их рассмотрении.
Гость
Ссылка на вопрос
А что будет, если порт перестанет работать, скажем, пару дней?
- Объемы потерь?
- станет ли работодатель лояльнее?
- Как вы думаете он "работодатель" вообще понимает, что делает?
- Куда тогда пойдут разгружаться суда?
Сафербий Шхалахов
Сложно ответить. Да, судам найдется куда уйти. Да, объемы потерь в связи с уходом судов будут немалыми. Станет работодатель лояльнее – покажут переговоры.
Гость
Ссылка на вопрос
Предлагаю Вам внушить весьма уважаемой у нас на Кубани особе - Г.Д. Золиной - необходимость поддержать трудовой коллектив ТМТП и стать третьей стороной в споре. Фактически стать мировой, так сказать, посредницей. Она ведь реально решает проблемы, вот только в большинстве случаев от чаяний людей весь ма далекие. А, тут на тебе... за права трудового коллектива выступит. А чем не дело? Ведь она же социалкой заведует! Напишите ей обращение. Приедет - раздолбает вашего Козлова С.В. в присутствии телекамер и усе наладится.
Сафербий Шхалахов
Спасибо за совет. Мы вполне продуктивно взаимодействуем с органами власти. С этой целью в крае заключено и действует краевое трехстороннее соглашение. На нехватку внимания со стороны исполнительной власти мы не жалуемся.
Гость
Ссылка на вопрос
Послушайте Сафербий!
Но если у вас действует колдоговор, который вас не устраивает, а работодатель менять его не желает, то причем тут шумиха. Понятно, что нужно было (нервы уже сдавали) придать огласке факт игнорирования работодателем требований работников (это коллективный трудовой спор). Но неужели нельзя было спокойно, через трудовой арбитраж решить проблему. Это же логичное продолжение в данном случае. Или вы опасаетесь, что в суде все однозначно решится в пользу работодателя?
Сафербий Шхалахов
Одними из решений конференций как раз и было подготовиться продолжить коллективный трудовой спор в порядке предписанном трудовым законодательством (посредники, трудовой арбитраж), так и в судебном порядке, для того что бы попытаться реализовать свои права в соответствие со ст. 134 ТК, прояснить, наконец, что такое "уровень реального содержания заработной платы", что означает "обеспечение повышения" этого уровня.

В суде мы как минимум расцениваем свои шансы 50 на 50. Все же повышение уровня реального содержания заработной платы согласно ст. 130 ТК отнесено к числу основных государственных гарантий.

Но практики таких судебных дел или рассмотрения в трудовых арбитражах нет, вот и идет все со скрипом. Но идет.
Гость
Ссылка на вопрос
А какая у вас зарплата? Трудно быть председателем профкома?
Сафербий Шхалахов
Достаточно высокая. Оклад 20 000 рублей – на уровне руководителей основных производственных подразделений и ежемесячное премирование, как одно из условий коллективного договора на уровне работников порта. Получается свыше 30 000 рублей. Не меньше, чем у докеров-механизаторов.

Такая зарплата позволяет чувствовать себя сравнительно независимым. То, что очень часто без проходных и выходных – что ж, это справедливо, необходимо оправдывать доверие коллектива, профсоюзной организации. Не обходится без претензий, в том числе и к самому себе, есть ошибки, за которые, да и за то, что не смог сделать, переживаешь.
Поэтому то, что нелегко – это действительно нелегко.
Гость
Ссылка на вопрос
Слышал, что порт ждут не лучшие времена. Якобы Роснефть покупает нефтеналивные причалы и соответственно... эта часть дохода уже у нефтяников. Да персонал будет там скорее всего числиться. Понятно, что доходы полрта упадут существенно. Получается, что весь шум в пустую?
Сафербий Шхалахов
Купит "Роснефть" нефтяные причалы или не купит, и независимо от того, какие времена и с какими доходами ждут порт, достойная оценка своего труда, в том числе и в виде заработной платы, всегда будет очень важна для работника как порта, так и любого другого российского предприятия. Поэтому все, что сейчас делается в порту, - это отстаивание прав работников на достойную заработную плату, а никак и не "шум", и не "впустую".
Гость
Ссылка на вопрос
Профсоюзы существуют, профсоюзы борются - это радует!
Вопрос:
На мой взгляд, обсуждаемый конфликт это не только проблема порта Туапсе, но и других портов Краснодарского края,. Поддерживаете Вы с ними контакт? есть ли в планах проведение совместной акции?
Сафербий Шхалахов
Во-первых, вы уже видели слова поддержки со стороны наших коллег Санкт-Петербуржского порта. Да, мы поддерживаем с ними контакт. Согласен с вами, что обсуждаемый конфликт - это проблема не только порта Туапсе, но и других портов России. Конечно же, профсоюзам еще очень многому надо научитсья, в том числе - солидарности и совместным действиям. А почему бы и нет? Ведь все больше и больше образуется холдингов - фактически объединение работодателей под крылом одной или другой компании, да и вспомните транснациональные монополии, зачастую солидарно действующие на рынке привлечения более дешевой рабочей силы. Так почему же профсоюзы не имеют право консолидировать свои действия для боьбы по защите своих трудовых прав.