Руфина Дегтярева

С 6 декабря по 19 декабря 2012
19 декабря 2012 года в в 11:00 конференц-зале компании "Агентство правовой информации "Гарант" состоялась интернет-конференция с руководителем Управления Федеральной Антимонопольной службы по Краснодарскому краю Дегтяревой Руфиной Викторовной, заместителем руководителя управления, начальником отдела контроля за размещением государственного заказа Литовченко Людмилой Александровной и начальником отдела контроля органов власти Крамаренко Еленой Васильевной на тему "Контроль за соблюдением законодательства о размещении госзаказа и антимонопольный контроль за проведением торгов"

Информация о конференции

19 декабря 2012 года в 11.00  в конференц-зале компании "Агентство правовой информации "Гарант" состоится  Интернет-конференция с руководителем Управления Федеральной Антимонопольной службы по Краснодарскому краю Дегтяревой Руфиной Викторовной, заместителем  руководителя  управления, начальником отдела контроля за размещением государственного заказа Литовченко Людмилой  Александровной и начальником отдела контроля органов власти Крамаренко Еленой Васильевной.

Тема Интернет-конференции - "Контроль за соблюдением законодательства о размещении госзаказа и антимонопольный контроль за проведением торгов"

В ходе проведения Интернет-конференции планируется рассмотреть следующие вопросы:
- Контроль  за  соблюдением  законодательства о размещении госзаказов.
- Контроль за соблюдением требований статьи 18.1 Федерального закона о защите конкуренции "Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение  процедуры  торгов  и  порядка  заключения  договоров" в отношении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с  законодательством  Российской  Федерации.

Интернет-аудитория получит возможность задать наиболее волнующие вопросы и получить на них ответ.

Свои вопросы Дегтяревой Руфине Викторовне,  Литовченко Людмиле Александровне и Крамаренко Елене Васильевне Вы можете заранее направить по адресу: gov@apigarant.ru. Дополнительная информация: (861) 255-28-38.

Стенограмма интернет-конференции, будет размещена в справочной правовой системе ГАРАНТ, на сайте www.apigarant.ru, на федеральном информационно-правовом портале www.garant.ru, на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю krasnodar.fas.gov.ru.

Биография Р. Дегтяревой

Руфина Дегтярева родилась 18.09.1959 г. в Костромской области. Имеет высшее экономическое образование (Ставропольский политехнический институт).

В антимонопольных органах работает с февраля 1992 года; на руководящих должностях - c марта 1997 года. Назначена руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю с 1 ноября 2007 года. Имеет ведомственные награды, ветеран труда.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.09.2011 № 1587 - Р "О присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим федеральных органов исполнительной власти" присвоен классный чин - Государственный советник Российской Федерации II класса.

Вопросы и ответы (конференция окончена)

Порядок вывода вопросов: обратный
8090
Ссылка на вопрос
Какие могут быть ограничения при заключении договоров с единственным поставщиком?
Людмила Литовченко
Размещение заказа у единственного поставщика должно осуществляться исключительно в соответствии со ст. 55 Закона о размещении заказов.
Очньа
Ссылка на вопрос
При подаче котировочной заявки участник указал торговую марку, ту же что и была указана в заявке заказчика, но без указания характеристики. Комиссия данную заявку должна допустить или отклонить?
Людмила Литовченко
Пункт 3 ст. 44 Закона о размещении заказов предусмотрено, что котировочная заявка должна содержать наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами. Таким образом, рассмотрение котировочной заявки необходимо осуществлять с учетом п. 3 ст. 44 Закона о размещении заказов.
Олег Сергеевич
Ссылка на вопрос
При выставлении котировочной заявки была указана торговая марка с указанием «или эквивалент» и с определенной характеристикой. Участник подает заявку с указанием той же торговой марки, но с другой характеристикой. Должна ли комиссия данную заявку отклонить?
Людмила Литовченко
П. 3 ст. 44 Закона о размещении заказов предусматривает, что котировочная заявка должна содержать наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ.
Отклонение такой заявки является правомерным в случае, если заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок независимо от указания в котировочной заявке торговой марки или ее эквивалента.
ыждвж
Ссылка на вопрос
В случае нестабильности работы и технических сбоев портала HASH(0x5611510f9918), а также в случае, если заказчик допустил в извещении о проведении запроса котировок неточности, может ли уполномоченный по контролю за размещением заказа аннулировать извещение о проведении запроса котировок?
Людмила Литовченко
Да аннулирование возможно, в случае обращения заказчика с информацией о нарушении в контролирующий орган.
Кроме того, обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с проведением открытого аукциона в электронной форме возможно только в ФАС России.
Гость
Ссылка на вопрос
Добрый день, Руфина!
Можете рассказать об основных направлениях деятельности антимонопольной службы?
Руфина Дегтярева
Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует в течение 6 лет и его нормы знакомы той части Вашей аудитории, которая профессионально связана с размещением государственных заказов либо с непосредственным в них участием. Федеральный закон «О защите конкуренции» также содержит антимонопольные требования к торгам, предусмотренные в ст.17 и ст.18.1. Статья 18.1, устанавливающая порядок контроля за соблюдением процедуры обязательных торгов, начала применяться только в текущем году. Ранее антимонопольными органами применялась и применяется в настоящее время ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая содержит антимонопольные требования к торгам и предусматривает запреты в отношении ограничивающих конкуренцию действий заказчиков или организаторов торгов. Вновь введенная норма - статья 18.1Закона о защите конкуренции предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, устанавливает порядок обжалования, требования к способам, срокам подачи и содержанию жалобы, срокам рассмотрения жалобы антимонопольным органом и другие процедурные вопросы. Данная норма устанавливает очень короткие сроки для рассмотрения – антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы и при этом торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы по существу комиссией антимонопольного органа.
Ст. 17 применяется следующим образом: при поступлении обращения оно рассматривается антимонопольным органом, и в случаях, когда контракт по результатам торгов уже заключен, антимонопольный орган может признать при его наличии факт нарушения, привлечь к административной ответственности, но не имеет возможности выдать предписание об устранении нарушения. Т.е. в соответствии с указанной нормой после заключения контракта, торги, проведенные с нарушениями, могут быть признаны недействительными только по решению суда. В указанном случае, либо управление может обратиться в суд о признании торгов, проведенных с нарушением законодательства, недействительными, либо участник.
Я еще раз повторюсь, что согласно ст.18.1 при поступлении жалобы антимонопольный орган в очень короткие сроки назначает рассмотрение этой жалобы, ее рассматривает, на время рассмотрения жалобы торги приостанавливаются и в случае признания факта нарушения выдается предписание об его устранении.
В этом году в порядке, предусмотренном ст.18.1, в управление уже поступило 42 обращения – это достаточно высокий показатель, т.к. в предыдущие годы по статье 17 данный показатель был значительно меньше. Тем самым, участники реализуют свои права, так как в результате рассмотрения жалобы нарушения по предписанию антимонопольного органа могут быть устранены, при этом, количество обращений свидетельствует о том, что ее введение способствует защите интересов участников торгов и пресечению нарушений в данной сфере. Хотела еще раз обратить внимание, что эта норма действует только в отношении тех торгов, которые являются обязательными для организаторов торгов, т.е. она распространяется не на все торги.
Что касается контроля в сфере размещения заказов, здесь действительно очень большое количество обращений, и каждый год оно возрастает. Если сравнивать 9 месяцев 2012 года с прошлым годом, то количество поступивших жалоб больше на 20%. 882 жалобы поступило в прошлом году, а в этом за 9 месяцев - 872. Кроме рассмотрения жалоб Управление также проводит внеплановые проверки по информации о нарушениях, включает в реестр недобросовестных поставщиков тех участников, которые в установленные сроки не подписали контракт с заказчиком, и возбуждает административные дела за нарушение законодательства о размещении заказов. В прошлом году управлением возбуждено более 1000 административных дел за допущенные нарушения. Должностные лица заказчиков были привлечены к административной ответственности на сумму более 12 млн. рублей. Здесь хочу отметить, что штрафы налагаются на должностных лиц заказчиков, т.е. на физических лиц, которые уплачивают этот штраф самостоятельно. В прошлом году уплачено штрафов на сумму более 6 млн. рублей. В этом году за 9 месяцев сумма наложенных штрафов составила уже более 8 млн. рублей и сумма уплаченных более 5 млн. рублей.
В настоящее время полномочия антимонопольного органа при рассмотрении жалоб на действия заказчиков распространяются до подписания контракта, все последующие действия оспариваются только в судебном порядке, т.е. антимонопольный орган может вынести предписание устранить нарушение только в том случае, если контракт не подписан. Введение электронных аукционов способствовало эффективности контроля в этом вопросе. Если ранее при рассмотрении жалоб и направлении заказчикам уведомлений о приостановлении размещения заказа на практике часто выяснялось, что контракт уже подписан, и мы не могли вынести предписание об устранении выявленных нарушений, то сейчас оператор площадки при поступлении жалобы автоматически приостанавливает процесс заключения контракта, пока мы не рассмотрим жалобу и он не получит от нас решения. Т.о. сейчас заказчик лишен возможности подписать этот контракт до рассмотрения жалобы по существу, при этом процедура проведения аукционов продолжается, заказчик только лишен возможности подписания контракта.
Как уже ранее говорилось, в управление поступает очень большое количество жалоб участников торгов на действия заказчиков, нагрузка на сотрудников очень высокая. Я называла показатели о привлечении к административной ответственности. Штрафы, налагаемые на должностных лиц за нарушения законодательства о размещении заказов, установлены в размере от 3 до 50 тыс. рублей. Если вы 12 млн. разделите на величину штрафа, то получите то количество дел, которое мы рассмотрели по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом большинство лиц далее обжалуют постановления о привлечении к административной ответственности в судебном порядке, сотрудники управления при этом представляют интересы антимонопольного органа в судах.
Еще хочу отметить, что из общего количества жалоб, рассмотренных управлением, примерно половина признается обоснованными, это статистика в среднем по всем территориальным органам. Из поступающих жалоб основное количество составляют жалобы на необоснованное, по мнению участников, отклонение заявок, а также большой процент жалоб поступает на обжалование условий документации о торгах. Вот таков основной характер нарушений, а теперь давайте ответим на заданные вопросы.
от отдела закупок для муниципальных нужд Кавказского района
Ссылка на вопрос
При подаче котировочной заявки участник неверно указал заказчика и номер извещения, хотя в образце котировочной заявки предполагалось указание данных позиций. Должна ли комиссия отклонить данного участника?
Людмила Литовченко
Ст. 44 Закона о размещении заказов определен исчерпывающий перечень требований к котировочной заявке, среди которых отсутствует необходимость указания наименования заказчика и номера извещения. Следовательно, отклонение по данным основаниям неправомерно.
Маленький Мук
Ссылка на вопрос
Возможно ли уменьшение цены контракта, заключенного ранее по итогам запроса котировок (открытого аукциона в электронной форме), в связи с тем, что изменились технические условия?
Людмила Литовченко
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов, при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением строго определенных случаев.
Ч. 4.1 ст. 9 Закона о размещении заказов предусматривает, что цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
Таким образом, уменьшение цены контракта в связи с тем, что изменились технические условия законодательством о размещении заказов не предусмотрено.
АЛЕКСАНДР
Ссылка на вопрос
Могут ли привлечь заказчика к административной ответственности за нарушение законодательства о размещении заказов, если с момента проведения торгов прошло больше 1 года?
Людмила Литовченко
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Отчет ведется от даты утверждения документации и соответственно, если начиная от этой даты, прошло более года, то заказчик не может быть привлечен к административной ответственности.
Гость
Ссылка на вопрос
Включается ли сумма реестра закупок (ст.73 БК РФ) в:
1) расчет общей суммы средств, выделяемых на закупку товаров, работ и услуг;
2) расчет процента суммы заказов, размещаемых для субъектов малого предпринимательства?
3) расходы по товарным чекам и актам выполненных работ без заключения договора. Спасибо
от Администрации Батуринского сельского поселения
Ссылка на вопрос
Необходимо ли указывать в аукционной документации конкретный срок оплаты работ, услуг (количество дней)? Имеет ли заказчик право указывать в аукционной документации, что «локальный сметный расчет является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта
Людмила Литовченко
Документация об открытом аукционе должна содержать форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг. Кроме того, в соответствии со сложившейся судебной практикой, в документации об аукционе в обязательном порядке должен быть указан конкретный срок оплаты.
Что касается вопроса о начальной (максимальной) цене контракта, то в соответствии со ст. 19 Закона о размещении заказов в качестве обоснования могут быть приведены иные расчеты заказчика, поэтому можно указывать в качестве обоснования цены локальный сметный расчет.
Иванчик
Ссылка на вопрос
Поставщик, являющийся добросовестным, не успевает вовремя подписать контракт на площадке, потому что банк затянул сроки выдачи банковской гарантии. Заказчик не против заключения контракта с данным поставщиком, но после истечения регламентированных сроков подписания контракта, функционал по подписанию договора становится недоступным для поставщика. Как быть в таких ситуациях?
Людмила Литовченко
Согласно 94-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов.
При возникновении подобных ситуаций, заказчику необходимо направить сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти – Краснодарское УФАС с соблюдением требований ч. 3 ст. 19 Закона о размещении заказов, постановления Правительства РФ от 15.05.2007 № 292 «Об утверждении положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков». А также можно воспользоваться приказом Минэкономразвития от 03.05.2006 № 124 «Об утверждении порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)».
Г4
Ссылка на вопрос
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о размещении заказов в случае, если создан орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, указанный уполномоченный орган осуществляет функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа. Может ли администрация муниципального образования являться уполномоченным органом, или необходимо создание нового органа власти?
Людмила Литовченко
В 94- ФЗ отсутствует указание на необходимость создания уполномоченных органов осуществляющих функции по размещению заказов для заказчиков путем создания нового органа власти. Таким образом, администрация муниципального образования может являться уполномоченным органом.
Вераика
Ссылка на вопрос
Каким образом сформулировать сведения по контракту, финансирование которого производится из двух бюджетов?
Людмила Литовченко
В сведениях о заключении контракта, направленных в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов необходимо указание об источнике финансирования. Данное положение предусмотрено ч. 2 ст. 18 Закона о размещении заказов. Кроме того, порядок заполнения сведений предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 № 1191 «Об утверждении положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет на котором размещается указанный реестр». По мнению Краснодарского УФАС России, в случае если финансирование производится из двух бюджетов, то при формировании сведений о заключении контракта необходимо указывать все источники финансирования.
88743
Ссылка на вопрос
Кто может принимать участие в электронных торгах?
Людмила Литовченко
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме (ч. 1 ст. 41.8 Закона о размещении заказов).
193443949
Ссылка на вопрос
Если по котировкам в квартал по одноименке заключенные договоры превысили 500 тыс. рублей один раз, а через время было такое же правонарушение в этом же квартале. Могут ли оштрафовать один или несколько раз и на какую сумму?
Людмила Литовченко
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 30 000 руб. и 50 000 руб. за принятие решения о выборе способа размещения заказа с нарушением требований законодательства о размещении заказов. Дело об административном правонарушении возбуждается по каждому факту выявленного нарушения.
Также при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4 КоАП).
Ивралжа
Ссылка на вопрос
Согласно п. 5 ст. 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах. Комиссия должна отклонить участника, который не указал общую цену контракта, но указал по каждой позиции цену, или участника, который указал общую цену контракта, но не указал по каждой позиции цену в отдельности?
Людмила Литовченко
Законом о размещении заказов предусмотрена необходимость указания в котировочной заявке цены товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах. Указание цены по каждой позиции не является обязательным требованием к котировочной заявке, не соблюдение которого влечет отклонение котировочной заявки.
Еоу
Ссылка на вопрос
Имеет ли право орган, уполномоченный на размещение заказа вести контрольные функции?
Людмила Литовченко
Нет, не имеет права, так как контрольными функциями наделены только органы, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов, что отражено в ст. 17 Закона о размещении заказов.
Ирина Л
Ссылка на вопрос
Возможно ли отменить открытый аукцион в электронной форме после подписания протокола подведения итогов до заключения муниципального контракта, в случае жалобы одного из участников в ФАС?
Людмила Литовченко
Да, возможно, в случае признания жалобы обоснованной и выдачи предписания ФАС России или его территориальных органов.
авс
Ссылка на вопрос
Согласно ч. 5 ст. 27 Закона о размещении заказов, если конкурс признан несостоявшимся, контракт с участником конкурса заключается не ранее чем через 10 дней со дня размещения на сайте протокола рассмотрения заявок. Какие более поздние сроки заключения контракта с участником?
Людмила Литовченко
Повторюсь, что нормы законодательства о размещении заказов основываются также на нормах гражданского законодательства. В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов (ч. 4 ст. 528 Гражданского кодекса РФ).
ваася
Ссылка на вопрос
Котировочная заявка, поданная участником представлена по электронной почте в отсканированном виде без электронно-цифровой подписи. Возможно ли отклонить такую заявку и в каком нормативно-правовом акте это указано?
Людмила Литовченко
Заявку, поданную без электронно-цифровой подписи можно отклонить. Согласно ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов, котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. В случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки.
Кроме того, понятие электронно-цифровой подписи содержится в ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», а именно: электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.