Михаил Астапов

С 6 декабря по 12 декабря 2006
Руководитель департамента образования Краснодарского края Михаил Астапов ответил на вопросы о ходе реализации на Кубани национального проекта "Образование", подушевом финансировании учебных заведений, а также об аттестации вузов и возможном сокращении филиалов вузов по краю

Деятельность департамента образования

Национальные проекты, объявленные президентом Российской Федерации В.В. Путиным 5 сентября, представляют собой инновационный подход к достижению главной цели – повышению качества жизни россиян.
Инновационность подхода заключается в том, что относительно краткосрочная реализация проектов может стать катализатором долгосрочных системных изменений по основным направлениям развития. Национальные проекты позволяют выделить лидеров и предоставить им государственную поддержку в осуществлении инноваций. В результате их передовой опыт, достижения и наработки становятся достоянием всего российского образования, обеспечивают системный характер и результативность осуществляемых изменений. 
 
Приоритетный национальный проект "Образование" включает:
 - дополнительное вознаграждение за классное руководство;
 - поощрение  лучших учителей;
 - стимулирование инновационных  программ высшего профессионального и  
   общего образования;
 - информатизацию образования;
 - поддержку инициативной,  способной, талантливой молодежи;
-  оснащение школ учебным оборудованием;
 - программу "Школьный автобус".

Краснодарский  край имеет одну из самых  крупнейших  в России региональную образовательную сеть представленную всеми типами и видами образовательных  учреждений.  Сегодня на Кубани функционирует более 3,5 тысяч образовательных учреждений, в которых воспитывается, обучается и работает  около полутора миллиона   человек.
Система образования Краснодарского края  включает  в себя  1461 дошкольное образовательное учреждение, более 11369 общеобразовательных   учреждений, 60 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 142 высших учебных заведения, 144  учреждений среднего профессионального образования, 61 учреждение  начального профессионального образовании.
Научный потенциал Кубани – это 135 научных организаций, ведущих  научно-образовательную деятельность.
Департамент образования и науки Краснодарского края  как орган исполнительной власти реализует  государственную и региональную политику в области образования и науки на территории края. В частности, лсуществляет контроль в образовательных учреждениях Краснодарского края за соблюдением условий образовательного процесса, а также разрабатывает и реализует комплекс мер по социально-правовой защите, обеспечению охраны жизни и укреплению здоровья детей, учащихся  и молодежи.

Ростовская область также активно участвует в реализации приоритетного национального проекта  "Образование". В регионе проведены необходимые организационные мероприятия: создана рабочая группа Администрации области по реализации проекта, разработан областной сетевой график его реализации, назначены ответственные исполнители по направлениям национального проекта в министерстве общего и профессионального образования области и во всех муниципальных органах управления образованием, подписано Соглашение о взаимодействии по реализации национального проекта между Минобрнауки России и Ростовской областью, заключены аналогичные соглашения между областным министерством и всеми муниципальными районами и городскими округами области, и др.
На парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации Ростовская область отмечена как субъект, в котором наиболее широко были привлечены к участию в конкурсах школ и учителей общественные институты.
Ежемесячно своевременно и в полном объеме осуществляются выплаты дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя за счет средств федерального бюджета, при этом сохраняются установленные ранее доплаты из областного бюджета за классное руководство по состоянию на 30 декабря 2005 года (по области выплаты получают около 21 тыс. человек).
Общий объем выплат дополнительного вознаграждения за 11 месяцев 2006 года составил 252,2 млн. рублей.
В рамках реализации ПНПО совместным приказом Минобрнауки России и Мининформсвязи России от 30 июня т.г. утвержден список 1115-ти общеобразовательных школ области для подключения к сети Интернет в 2006-2007 годах.
Для организации проведения работ по этому направлению в сентябре т.г. заключено соглашение с Рособразованием. В соответствии с ним из областного бюджета 2006 г. выделено 13 млн. рублей (остальные 25 млн. рублей – в 2007 году) на закупку компьютерного оборудования, необходимого для подключения к сети Интернет, проведен конкурс и заключен контракт на его поставку.
Область первая среди субъектов РФ подписала Соглашение с Рособразованием о сотрудничестве по данному направлению, которым предусмотрена поставка 261-го комплекта учебного оборудования за счет средств федерального бюджета при условии приобретения дополнительных комплектов на сумму 37,04 млн. рублей из областного бюджета (143 комплекта).

Краткая биография

Михаил Борисович Астапов

Родился 28 октября 1959 года в Тихорецке.
Окончил географический факультет Кубанского государственного университета в 1983 году.

В детстве хотел стать авиаконструктором, в юности – экономистом. Был рабочим  Тихорецкого завода химического машиностроения "Красный Молот" (1977-1978); после университета работал преподавателем на кафедре экономической и социальной географии КубГУ (1983-1986), учителем географии, заместителем директора по учебно-воспитательной работе краснодарской школы № 61 (1986-1987), инспектором  отдела образования Советского  райисполкома Краснодара (1987-1989).
С 1989 года работает в департаменте образования и науки Краснодарского края, где прошел путь от специалиста  до руководителя.

Член Президиума Совета ректоров Краснодарского края и Республики Адыгея, вице-президент краевой федерации гандбола.

Главными факторами своего успеха считает упорство и настойчивость.
Звания: кандидат  педагогических наук,  Отличник  народного образования  (1989). Заслуженный учитель Кубани (1999).

Публикации. "Управление школой в современных условиях", 1997, "Сельская школа Кубани", 1998, "Конструирование учебного плана  общеобразовательных учреждений", 1999.

Женат, отец троих детей.
Увлечения: спорт, особенно футбол.

Игорь Александрович Гуськов

Первое место работы — монтажник первого разряда ПМК-5 "Ростовдопводстрой". Служил в вооруженных силах СССР и ЧССР. Окончил  Ростовский государственный университет. Работал учителем средней школы, заместителем директора  школы по учебно-воспитательной работе, инспектором и специалистом 1 категории  городского управления народного образования г. Волгодонска.

1997—2001 год — и.о. заместителя главы администрации города по социальной политике, заместитель главы администрации города Волгодонск по социальной политике.

2001 — помощник директора филиала Ростовского государственного экономического университета "РИНХ" (г. Волгодонск); заместитель директора Волгодонского института сервиса (филиала) Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса.

2001—2006 — заместитель министра культуры области – начальник отдела культурного достояния и народного творчества; заместитель министра культуры области – начальник отдела музеев и библиотек; заместитель министра культуры области – начальник отдела музеев, библиотек и культурно-досуговых учреждений; заместитель министра культуры Ростовской области – начальник отдела охраны объектов культурного наследия.

Указом  главы администрации (губернатора) Ростовской области от 15 июня 2006 года назначен на должность министра общего и профессионального образования Ростовской области.


Интернет-конференция подготовлена при содействии пресс-центра ПНПО в ЮФО

Вопросы и ответы (конференция окончена)

Порядок вывода вопросов: обратный
Гость
Ссылка на вопрос
Уважаемый Игорь Александрович. С какими трудностями Вы столкнулись при реализации нацпроекта образования? Былил ли проблемы с лучшими учителями? Теми, кто участвовал и не победил в конкурсе?
Игорь Гуськов
Трудности, как и в любом новом и сложном деле, конечно, были. В основном они были связаны с жесткими сроками осуществления мероприятий.
Проблем с участниками конкурса лучших учителей, не ставшими победителями, не было. Конечно, все участники надеялись победить, но, наверное, и понимали, что победят в конкурсе не все, а только 296 лучших (квота для Ростовской области).
Тем, кто не стал победителем и хотел ознакомиться с оценками экспертов своих конкурсных материалов, такая возможность была предоставлена. После этого вопросов по поводу набранных баллов у участников конкурса не оставалось.
Гость
Ссылка на вопрос
Уважаемый Игорь Александрович
А почему ваша должность называется "министр", а Михаила Борисовича "руководитель" ? Разве Вы не занимаетесь одним большим общим делом?
Игорь Гуськов
Такое название должности установлено нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность областного государственного органа управления образованием – министерства общего и профессионального образования Ростовской области. Естественно, что должность руководителя министерства называется «министр». Впрочем, не в названии должности дело. Главное – в тех полномочиях, которыми обладает данное должностное лицо в соответствии с законодательством, а полномочия у нас с Михаилом Борисовичем одинаковые.
Мастер спорта
Ссылка на вопрос
Существует ли законные денежные выплаты за пропуски занятий в ВУЗах. Например, год или два назад, когда я учился в КУБГУ, такие "тарифы" были на физкультуру. Официально: пропуск - 30-50 рублей. И с этм никто не боролся. Можно было 1000 рублей в конце семестра принести и - зачет есть.
Михаил Астапов
Конечно, вы понимаете, что такие денежные сборы незаконны. Тем более, по итогам семестра. Назовите фамилию преподавателя, который установил эти "тарифы", а также факультет и курс.
Свою информацию Вы можете предоставить по тел. (861) 234-29-37 или по электронной почте pr@des.kubannet.ru
Гость
Ссылка на вопрос
Здравствуйте, Игорь Александрович.
Правда ли, что Ростовский госуниверситет скоро перестанет существовать как таковой, объединившись с двумя крупными ВУЗами: РГУПС и РИНХ? Чего ждать от этого преобразования?
Игорь Гуськов
Не совсем верно, распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2006 года № 1616-р образовано федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" путем реорганизации Ростовского государственного университета и присоединения к нему Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Ростовского государственного педагогического университета и Таганрогского государственного радиотехнического университета.
Создание такого учебного заведения должно обеспечить отработку модели современного российского университета, повышение инновационного потенциала высшей школы, проведение технологической перестройки высшего профес-сионального образования, разработку и распространение современных методик преподавания, формирование механизмов академической мобильности, обеспе-чивающих обучение и стажировку студентов, аспирантов и преподавателей в ве-дущих научных центрах страны и за рубежом.
помидорров
Ссылка на вопрос
спасибо за ответ про курильщиков, но возник еще один.
а может запретить курить учителям? в конце концов они же подают пример ученикам
Михаил Астапов
Вопрос не в бровь, а в глаз. Сколько бы учителя не рассказывали о том, что курить вредно, но если они сами показывают дурной пример, то убедить учащихся, наверное, нельзя. Мы будем ставить вопрос о том, чтобы педагогические работники на территории школы не курили вообще.
Кстати, это не единственная мера в области борьбы с табакокурением, которую мы планируем в нынешнем учебном году.
Гость
Ссылка на вопрос
В Ростовской области теперь открыт федеральный университет. Что он из себя представляет, кого будет выпускать? И кто теперь будет ректором Таганрогского радиотехнического?
Игорь Гуськов
В состав Южного федерального университета (ЮФУ) вошли Ростовский государственный университет, Ростовская государственная академия архитектуры и искусства, Ростовский государственный педагогический университет и Таганрогский государственный радиотехнический университет.
Новый университет будет вести подготовку по тем же специальностям и напрвлениям, которые были в вузах, вошедших в состав ЮФУ.
Руководитель подразделения ЮФУ на базе Таганрогского госуарственного радиотехнического университета будет определен в соответствии с уставом ЮФУ.
Гость
Ссылка на вопрос
Здравствуйте, Игорь Александрович.
Введено ли в Ростовской области нормативно-подушевое финансирование? Если да, то много ли школ в области в связи этим закрыто?
Игорь Гуськов
Нормативно-подушевое финансирование в настоящее время введено для областных государственных образовательных учреждений (204 учреждения).
Введение нормативно-подушевого финансирования для муниципальных образовательных учреждений, в том числе общеобразовательных школ, предполагается в 2008 году.
Гость
Ссылка на вопрос
Михаил Борисович, специалисты отмечают, что качество образования школьников на севере значительно лучше, чем на юге.


вы с этим согласны?
если нет, докажите обратное.
Михаил Астапов
Очень оригинальная точка зрения. Правда, непонятно, о чем идет речь. О севере и юге Краснодарского края или России в целом. Если говорить о качестве образования на Кубани, то от географического места расположения оно уж точно не зависит.
Гость
Ссылка на вопрос
Есть ли смысл идти учиться в аспирантуре ?

Насколько востребованы на рынке труда кандидаты наук?
Михаил Астапов
В целом педагогические кадры для высшей школы необходимы, поскольку количество ВУЗов и филиалов в крае за последние 15 лет возросло более чем в 10 раз. Поэтому, конечно же, в аспирантуре есть смысл учиться. А вот выбор направления обучения должен быть связан с полученной вами в ВУЗе специальностью.
Вера
Ссылка на вопрос
Многие ВУЗы предоставляют возможность учиться заочно и абитуриенты используют это предложение как еще один вариант поступления. Т.е., если провалился на вступительных на очное - бегут подавать документы на заочное. Конкурс высокий, но получается, что учатся там в основном те, кто не прошел по кол-ву баллов на очное, т.е. студенты с заведомо более низким уровнем. Отсюда и мнение работодателей, что заочное образование - знаний не дает.
Думаю, что на заочное нужно принимать только тех, кто уже работает в данной сфере и планирует и дальше специализироваться в рамках избранной профессии. Возможно таким образом можно будет поднять престиж заочного образования. А что Вы думаете по этому вопросу?
Михаил Астапов
Обозначенная вами проблема действительно существует. Практика показывает, что получение высшего заочного образования наиболее эффективно для работающих по получаемой специальности. Поскольку в этом случае сочетается теория и практика.
Однако, ныне действующие нормы позволяют получать образование в заочной форме, в том числе и выпускникам общеобразовательных школ, не имеющих опыта работы. Впрочем, связывать качество образования только с работой по специальности, наверное, нельзя. Многое зависит от отношения студента к учебе.
Кирилл
Ссылка на вопрос
Я знаю, что государство материально поддерживает школы. Ремонтируются залы, площадки, идет комьютеризация. А будет ли увеличено финансирование небольших колледжей.
Михаил Астапов
Напрямую пока не планируется. Однако, в 2007 году должно появиться новое направление приоритетного национального проекта "Образование", направленное на поддержку начального и среднего профессионального образования.
Олег
Ссылка на вопрос
Здравствуйте, Михаил Борисович.
У меня такой вопрос. Я слышал, что в скором времени должны повысить стипендию одаренным студентам, так ли это и когда это будет реализовано?
Спасибо.
Михаил Астапов
В 2007 году планируется повышение в 1,5 раза стипендии в учреждениях начального и среднего профессионального образования: профессиональных училищах, лицеях, техникумах, колледжах. Что же касается повышения стипендии одаренным студентам, то ее размер пока останется прежним. 450 лучших студентов кубанских ВУЗов получают стипендию главы администрации Краснодарского края в размере 900 рублей ежемесячно.
Гость
Ссылка на вопрос
Депортамент науки и образования Краснодарского края в рамках "Пиказа" №01.5/4006 от 5.09.2006 года "О реализации реформы в системе дошкольного образования"(на сколько мне известно этот приказ изднадминистрацией Краснодарского края) проводит эксперемент в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитетов Кубани. В него вошли в соответствии с "Приказом" вошли муниципальные дошкольные образовательные учреждения Армавира, Геленджика, Краснодара, Выселок, Курганинского района, Тимашевского района, Усть-Лабинского района.
Эксперемент начнет действовать с первого января 2007 года. Есть информация, что одним из пунктов этого эксперемента должна стать самоокупаемость дошкльных образовательных учреждений. Тоесть садики должны будут сами зарабатывать деньги, естественно это ляжет на плечи родителей.
Михаил Борисович, на сколько верна эта информация и пожалуйста расскажите подробнее о реализации данной реформы?


Михаил Астапов
Информация верна лишь отчасти. Действительно, в ряде муниципальных образований проходит эксперимент по реформированию дошкольного образования. Причем в нем принимают участие только детские сады, изъявившие желание участвовать в нем самостоятельно. Степень "экономической свободы" у этих учреждений, а точнее, организаций, будет большей, нежели у традиционных детских садов.
Однако, они также будут получать бюджетное финансирование в расчете на одного воспитанника. Но спектр предоставляемых услуг в экспериментальном детском саду будет значительно больше, чем в обычном. Часть этих услуг будет предоставляться на платной основе, естественно, по желанию родителей.
Гость
Ссылка на вопрос
Что изменится в программе "Подушевое финансирование" с наступлением 2007 года?
Михаил Астапов
Нормативно-подушевое финансирование введено в общеобразовательных школах Краснодарского края по решению губернатора с 1 сентября 2006 года. По сути разработаны и действуют три норматива: в расчете на одного учащегося в городской школе, сельской школе и сельской малокомплектной школе.
С 1 января 2007 года финансирование школ в расчете на одного обучающегося будет продолжено. Однако, все три норматива будут выше, нежели в 2006 году. Например, норматив на одного учащегося в городской школе возрастет с 8,8 тыс. рублей в год до 10 тыс. руб.. Следовательно, финансирование всех школ в Краснодарском крае в следующем году будет выше, чем в нынешнем.
Саша
Ссылка на вопрос
Сколько филиалов вузов вы планирует сократить?
Михаил Астапов
Никакого плана по количеству закрытых ВУЗов или филиалов ВУЗов нет и быть не может. По результатам недавно проведенной проверки комиссией Рособрнадзора, в восьми филиалах ВУЗов с 15 декабря приостанавливается действие лицензии на образовательную деятельность. Это означает, что студенты отправляются в бессрочные каникулы до устранения учебным заведением выявленных недостатков. Впрочем, студенты, у которых нет желания отдыхать в течение учебного года, имеют возможность перейти на обучение в другие ВУЗы.
Кроме того, по результатам проверки Рособрнадзора, в семи ВУЗах и филиалах выявлены серьезные недостатки в качестве обучения. Приказом руководителя Рособрнадзора В.А. Болотова, этим учебным заведениям сокращен срок проведения аттестации и аккредитации по "проблемным" специальностям.
Более подробную информацию о результатах проведенной проверки вы можете получить на сайте департамента образования HASH(0x563a6ab8c990)
Гость
Ссылка на вопрос
За пять лет обучания на одном из престижнеших факультетов одного из самых "крутых" университетов мы пять раз сдавали деньги на ремонт лингофонного кабинета, которым так ни разу и не воспользовались. Надо же как то бороться с таким способом вымогательства денег со студентов!
Михаил Астапов
Когда вы впервые сдавали деньги на ремонт лингафонного кабинета, надо было об этом проинформировать департамент образования и науки. В таком случае вам бы не пришлось сдавать деньги на его ремонт еще четыре раза.
К сожалению, о подобного рода фактах сообщают или слишком поздно, или предпочитают обсуждать эти проблемы в кругу друзей и знакомых.
Несмотря на то, что вы сдавали деньги на ремонт кабинета уже пять раз, тем не менее, название ВУЗа вы так и не указали. К сожалению, это типично. В таком случае принимать какие-либо меры практически невозможно.
Свою информацию о подобных фактах Вы можете предоставить по тел. (861) 234-29-37 или по электронной почте pr@des.kubannet.ru
Гость
Ссылка на вопрос
Уважаемый Михаил Борисович!
Обратите, пожалуйста, внимание на факультет журналистики Кубанского Государственного Университета. До каких пор мы будем обучаться в этом "сарае" неудачно замаскированным под учебное заведение. Аудитории крошечные, аппаратуры никакой, да и преподаватели, в борьбе за вечно свободно-меняющееся кресло декана , зачастую забывают о своих прямых обязаностях. Преподают, в основном, теорию, понятия не имея о том, что на практике, зачастую, все по другому. Я пять лет в журналистике, пришел на факультет за вторым высшим образованием, но за те 3 года, что я там обучаюсь, не узнал еще ничего нового.Наоборот, многие преподаватели советуются в том или ином вопросе. Так за что же я тогда плачу деньги?
Михаил Астапов
Мы вместе с ректором Кубанского государственного университета В.А. Бабешко непременно изучим положение дел на факультете журналистики. К сожалению, ваше обращение не является первым. Судя по всему, на факультете существуют серьезные проблемы, которые требуют вмешательства извне.
Постараемся совместно с ректоратом КубГУ исправить ситуацию.
Гость
Ссылка на вопрос
Наш ребенок обучается в филиале вуза, который не прошел аттестацию. Мы видим, что руководство сильно не спешит устранять допушенные ошибки. Если филиал закроют, что будет с нашим ребенком? На что мы можем надеятся?
Михаил Астапов
В случае, если филиал ВУЗа будет лишен лицензии или прекратится срок его аттестации, то вопрос о продолжении обучения студентам необходимо будет решать с ректором головного ВУЗа. В крайнем случае, вы можете обратиться в департамент образования и науки по тел. (861) 234-29-37 или электронной почте pr@des.kubannet.ru, и вам будет дана необходимая консультация
Гость
Ссылка на вопрос
Что будет с теми вузами ,коорые не прошли проводимую осенью проверку? Дадут ли им второй шанс?
Михаил Астапов
По большому счету, все зависит от самих ВУЗов. Они получили конкретные замечания комиссии Рособрнадзора, для них установлены сроки их исправления. Если предписание Рособрнадзора будет выполнено в полном объеме, то есть шансы на продолжение образовательной деятельности. Однако, беда в том, что некоторые недостатки устранить будет очень сложно.
василий
Ссылка на вопрос
Почему договорникам дается на сдачу сессии на месяц больше, чем нам, бюджетникам. Мы что, не так выгодны для вуза?
Михаил Астапов
Прошу назвать ВУЗ, в котором существует подобная практика. Полагаю, что мы в состоянии исправить ситуацию.
Cвою информацию Вы можете предоставить по тел. (861) 234-29-37 или по электронной почте на адрес pr@des.kubannet.ru